+7 (495) 973 73 77 (многоканальный)

Русский | English

О компании

Внимание, карьерный тупик!

04 апреля 2017

 Внимание, карьерный тупик!

Опыта выживания в условиях экономического кризиса  такой продолжительности ни у кого из нас нет. Все рецепты, как обычно, у гуру появятся уже по выходу из кризиса. Мы узнаем, что некоторые из них все предсказывали, давали советы, но их не слышали.

Честно признаться, я тоже не слышал.  Вот сейчас я напрягаю слух,  пытаюсь поймать сигнал, увы - полная тишина. Но "спустимся на землю" с высот экономики. Посмотрим как кризис отражается на судьбе конкретного человека, точнее, на его карьере. Думаю, статистика мало кого интересует больше, чем собственная судьба, поэтому приведу данные и поделюсь впечатлениями, накопленными за последние 3 года.

Оговорюсь, речь идет исключительно о высококвалифицированных менеджерах среднего и высшего уровня управления с опытом работы в международных компаниях - это та категория кандидатов, с которыми мы обычно работаем.

Кандидаты

Количество неработающих кандидатов выросло в разы по сравнению с докризисным периодом.

Причем,  наибольший рост безработных наблюдается среди топ менеджеров.

Сейчас на открытом рынке по пол года - году  находятся те, кто всегда был "нарасхват". Люди за

этот период не только теряют уверенность в себе, но часто приходят в состояние, близкое к

деградации.реалий рынка

Причину такого явления легко отнести на экономический кризис, но это не так. Кризис - только

среда, в которой одни прекрасно существуют, другие пытаются выжить.

По нашим наблюдениям, причина неудач кандидатов лежит с области психологии, а не

объективных рыночных реалиях. Вот так приблизительно рассуждают практически все кандидаты,

потерявшие работу:

*    Я имел доход А и не готов опускаться до 0,85 А.

*    Я не опущусь на ступень ниже в управленческой иерархии

*    Я патриот России, но не готов работать в российской компании даже за большие деньги.

*    Я не хочу менять отрасль бизнеса.

Разница только в том, что одни быстро осознают реалии рынка, корректируют свои амбиции и

получают работу. Другие идут к осознанию долго, вплоть до момента, когда предложения о

работе вообще перестают поступать.

Открою секрет -  мы вообще не предлагаем позиции кандидатам, находящимся на рынке более 8  

месяцев, какой бы опыт у них ни был в прошлом. Почему именно 8? Попробую объяснить.

Казалось бы, какая разница, 5 или 9 месяцев? Попробую пояснить. В среднем, за 9 месяцев поиска

работы кандидат, как правило, находится на пороге деградации и уже неспособен не только

адекватно оценивать свои шансы на рынке, но и конструктивно общаться.

К этому обычно приходят через эволюцию взглядов, самооценки, замещение в сознании логики

мышления эмоциями. Вот как это выглядит со стороны рекрутеров, предлагающих кандиатам

позицию:

*    За первые 3 месяца поиска кандидату поступает много предложений. Но он высокомерен,

либо просто несговорчив. Как правило, приводит один или несколько аргументов, которые

обозначены выше.

*    За период от 3 до 6 месяцев количество предложений резко снижается. Кандидат теряет

уверенность в себе, это хорошо заметно на интервью даже неопытному рекрутеру.

Откликается на все, что угодно, не получая обратной связи.

*    Находясь на рынке более полу года, кандидат вообще почти не получает более-менее

достойных его предложений. И это не столько связано с самим перерывом в работе,

сколько нежеланием рекуреров даже звонить таким кандидатам - велик риск услышать

грубость в свой адрес.

Как избежать такого развития событий? Это просто - найти работу за первые 3 месяца. Рецептов

много, но главное :

*    Осознать реалии рынка.

*    Скорректировать не столько свои карьерные планы, сколько амбиции с учетом состояния

рынка. Не сразу понижать свою планку, а просто допускать, что это придется в какой-то

момент сделать.

*    Общаться с рекрутерами "на равных", без снобизма. Даже если вы решите отказаться от

предложения, это надо сделать так, чтобы в следующий раз вам позвонили.

В чем же состоят реалии сегодняшнего рынка труда? Думаю, они все вам известны, тем не менее

советую ознакомиться.

Рынок труда

Это миф о серьезном уменьшении количества позиций на рынке труда. Во всяком случае, это

относится к топ менеджменту. Почему же на рынке появилось так много кандидатов?

 В кризис компании, естественно, стремятся найти и использовать все резервы. Часто это

сопровождается сокращением постоянных расходов и сменой части менеджмента. В такие

периоды повышаются шансы подняться по карьерной лестнице у сотрудников компании.

Если же компании приходится искать кандидата на рынке, то условия найма, как правило, ниже,

чем у менеджера, ранее занимавшего эту позицию. 

В то же время, компании чаще готовы рассматривать кандидатов из других отраслей бизнеса,

понимая, что кандидат "со стороны" может привнести в бизнес что-то новое, ценное. 

Для российских компаний кризис - это дополнительный шанс привлечь кандидатов из

международных компаний.

Не попасть в карьерный тупик

 

Все мы, конечно, знаем Принцип Питера-  "В иерархической системе каждый индивидуум имеет

тенденцию подняться до уровня своей некомпетентости". Здесь  речь идет об исчерпании

потенциала сотрудника.  Это естественный процесс, основанный на объективных факторах. Жаль, конечно, что это происходит, нодвойне жаль, когда

кандидат попадает в тупик, далеко еще не использовав того, что ему дала

природа и накопленный опыт. А именно это и происходит с кандидатами в период кризиса.

Точнее с теми, кто не хочет или не умеет адекватно оценить свои шансы в условиях кризиса и

скорректировать свои амбиции.

Если же рассмотреть проблему в ракурсе психологии, то, на мой взгляд, во многих случаях в ее

основе лежат банальные причины - неуверенность в своих силах или даже страх оказаться в новой

компании несостоятельным. Человеку свойственно скрывать страхи от окружающих, но не стоит

пытаться не обращать на них внимание.

Вообще, главная ошибка кандидата, приводящая к необратимым последствиям, баннальна -  следование собственной картине окружающего его мира и своем месте в нем, не учитывая поправку на кризис.

Наша практика в период в период с 2013 г показала, что правы те кандидаты, которые выбрали тактику, основанную на следующих постулатах:

  1. Сделать все, чтобы перерыв в работе не превыщал 2-3 месяцев.
  2. Лучше потерять в доходах, статусе позиции или бренде компании, чем месяцами находиться на рынке труда.
  3. Не паниковать, резко (более, чем на 25-30%) снижая планку требований по компенсации, в конкурентоспособности от этого вы только потеряете.
  4. Идя на интервью, быть всегда готовым к поиску компромисса в отношении компенсации с потенциальным работодателем.

Надеюсь, эта статья поможет кому-то "выжить", как профессионалу, в эти трудные времена.

Важно только не "закрывать глаза", а видеть, анализировать и принимать ответственные

решения.

Успехов вам!

 

 

 

Назад