+7 (495) 973 73 77 (многоканальный)

Русский | English

О компании

Как изменилась мотивация топ-менеджеров за 10 лет

10 октября 2012

 
 
 
 

 

Татьяна Мартьянова

Vedomosti.ru 05.07.2012

Психолог Юрий Михеев разработал методику диагностики типов мотивации топ-менеджеров в 2000 г. На основе выраженности трех главных мотивирующих факторов — стремления к власти, достижению цели или к сотрудничеству — были разработаны шесть основных типов. Мотивационный тип выявляется с помощью теста-опросника из 30 вопросов. При этом анализируется вся биография человека, включая школьные годы, что отличает методику от других, анализирующих структуру мотивации, рассказал Юрий Михеев, консультант «Института тренинга — АРБ Про».

Зачем это надо

Мотивационные тесты помогают принимать кадровые решения, составлять карьерные карты сотрудников, отбирать кандидатов на вакансии, объясняет Михеев. «Есть сотрудники, которые готовы ввязаться в крупный проект и считают, что по ходу дела разберутся, а мотивационный тест может выявить, что у них не хватит мотивации довести дело до конца», — убеждена Наталья Рафейчик, начальник сектора образовательных программ Центра современных образовательных технологий МГУУ правительства Москвы. Она рассказала, что зимой 2012 г. тестирование менеджеров по этой методике проводилось в компании Upeco, где она руководила отделом обучения. Целью было выявить в каждом департаменте потенциального лидера, который в случае форс-мажора или перевода начальника на другую должность может его заменить. К примеру, в отделе маркетинга было три сильных сотрудника, и мотивационный тест помог выбрать самого высокомотивированного из них. Определение типа мотивации проводилось во время ассемента вместе с глубинным интервью, которое длилось пять часов, IQ-тестами и проч. «Результаты мотивационного теста помогают понять, готов ли менеджер в достижении цели идти до конца или, столкнувшись с первыми трудностями, опустит руки, — объясняет Рафейчик. — Это очень важно понимать акционерам, стремящимся снизить кадровые риски».

Выживают политики

Самым распространенным в 2012 г., как показал опрос 2000 руководителей разного уровня в 40 российских компаниях, оказался тип властолюбивого политика: таких среди участников опроса оказалось 22,41%. Немало выявлено и предводителей — 17,65%. Оба этих типа объединяет главная движущая сила — стремление к власти, желание оказывать влияние на окружающих. Разница лишь в том, что на втором месте по значимости у политика желание добиться статуса в сообществе значимых людей, а у предводителя — стремление к светлому будущему, своего рода идеализм, поясняет Михеев. По его словам, после кризиса 2008 г. спрос на руководителей с мотивацией власти у компаний заметно вырос, поэтому в компаниях выжили люди именно такого типа, поясняет Михеев. Это произошло из-за общего повышения конкуренции между менеджерами за рабочие места, а также из-за того, что компаниям больше стали нужны руководители-политики, которые умеют выстраивать отношения с контрагентами, госструктурами и внешним миром вообще, добавляет консультант. Два других типажа — организатора и эксперта — объединяет курс на достижение цели, только для первого важнее властные мотивы, а для второго — желание сотрудничать с коллегами. Соратники и помощники — вымирающие типы, поскольку их доля в последние годы стала невысока — 6,26 и 6,74%. Главный мотивирующий фактор для обоих — стремление к сотрудничеству или присоединению к работе коллег. Подобного рода классификации лидеров уже существуют — начиная от Ицхака Адизеса и заканчивая Реймондом Белбиным, напоминает Алексей Ересковский, управляющий партнер Aхes PRO. Методика Михеева оригинальна, однако она сложнее, чем все ныне существующие, как для восприятия, так и для использования, считает он.

Типы меняются

По словам Михеева, мотивационный тип — стабильная характеристика, но под влиянием обстоятельств может меняться. Рафейчик рассказала, что именно это произошло, например, с ней. Когда она впервые прошла тест в 2008 г., ее типаж был определен как соратник. Тогда Рафейчик была рядовым сотрудником и зависимая позиция была для нее комфортна. «Позже я прошла обучение по лидерской программе, мой руководитель уволился, и я решила взять на себя больше ответственности», — рассказывает она. Например, вызвалась наладить новую программу обучения в Upeco, для чего надо было преодолевать себя: «Ведь приходилось вовлекать тех, кто выше уровнем». В результате и тип мотивации у нее изменился: тестирование 2012 г. показало, что она стала предводителем.

Назад